В «ДНР»-«ЛНР» активно изучают украинский язык: о сепаратизме в школах и возвращении Донбасса

Недавно Верховная Рада приняла в первом чтении новый закон об образовании, который вызвал неоднозначную реакцию общественности, в частности, тем, что в нем прописано переход на так называемую билингвального, двуязычного образование.

Об этом ссобщает v7ved.ru со ссылкой на news.online.ua

О громком закон, состояние образования в Украине в целом, финансирование школ, об учителях-сепаратистов, популярность украинского языка на территории так называемых ДНР и ЛНР и то, каким образом возвращение оккупированного Донбасса является наиболее вероятным, ONLINE.UA поговорил с кандидатом наук по социальным коммуникациям, председателем Всеукраинской общественной организации «Не будь равнодушным!» Оксаной Левков.

фото: news.online.ua
фото: news.online.ua

 

— Ваша деятельность в ВОО «Не будь равнодушным!» началась еще в 2006 году. Каким, на Ваш взгляд, было состояние тогдашней образования, и на чем Ваша организация делала акценты в то время?

— Состояние тогдашней образования был не лучше и не хуже по настоящее: тотальная коррупция, остолбенелость мышления педагогов, чрезмерный бумагооборот, низкая оплата труда. По ВОО «Не будь равнодушным!», То в основном люди вспоминают нас как инициативную группу ребят-девушек, которые в 2006-2009 гг. Проводили десятки зрелищных рок-концертов в поддержку украинского языка в разных уголках страны. И мало кто знает, что организации этих действ предшествовала просветительская работа в школах и молодежных клубах городов, где они происходили. Речь идет о доставке современной украинской литературы, семинары для учителей и юных общественных активистов. Среди жизненно необходимых умений и навыков мы всегда выделяли: умение решать проблемы, эффективно общаться, быть уверенным в себе, бороться со стрессами, внутренними страхами, мечтать правильно, развивать Я-концепцию, навыки критического мышления, эмоционального самоконтроля, финансового самозащиты, концептуализации опыта, поддержку морального и физического здоровья. В этом и развивали публичный дискурс.

Хотя, конечно, миссия нашей ВОО «Не будь равнодушным!» — Популяризация украинского языка, литературы и истории в молодежных средах. В этом контексте в 2009 году мы выбегали на уровне Кабмина постановление о том, что в де-юре украинских школах даже на переменах — не только во время уроков — должно употребляться украинский. Мы даже успели наградить несколько школ в Киеве за языковую последовательность. Однако за несколько дней до победы Януковича на президентских выборах в феврале 2010 года конъюнктурный Конституционный суд Украины отменил наше постановление. А дальше мы перешли совсем в новый формат работы — постоянное противостояние табачникивським и Януковичская русификаторским новациям: митинги, пикеты, открытые письма и тому подобное. Эта сумасшедший продолжалась до евромайдан.

— Что, по Вашему мнению, не хватает нынешней украинской школе?

— Ей не хватает профессиональных высокооплачиваемых учителей, которые видели бы причинно-следственная связь между воспитанием патриотизма и нацбезопасностью. Несколько лет назад вместе с десятью учителями киевских школ стажировку в школах Германии, то есть, так сказать, тесно взаимодействовала с ними в течение 8 дней. Должен признать, что в процессе общения прочной украиноориентованости я не зафиксировала. Весь патриотизм сводится к наличию в школе Шевченковской горнице …

Перенасыщенность пространства и дискурса китчево-народнической тематике обнажает такую нашу национальную проблему, как дезориентация. Педагоги, как и общество в целом, не имеют надежных и устойчивых культурных камертонов, точек опоры. С ними трудно говорить о механизмах исторической памяти, приоритеты актуальной культурной политики, о зависимости благосостояния от мировоззрения.

В одной из школ, куда недавно доставляла выданные нами диски и методички об Иване Мазепе, услышала в том числе и такое: «Школа — не крематорий. Что это за мода вешать мемориальные таблички героям евромайдан ?!» Как я теперь вижу, форматы воспитания каждого ребенка влияют не только на ее будущее, но и на дальнейшее развитие общества, с которой она себя ассоциирует. Наталья Яресько в должности министра финансов Украины выделило 10 млн грн на национально-патриотическое воспитание — сугубо через благодарность Союзу украинской молодежи, к которой она входила в юности, и которая, мол, сделала из нее настоящую украинку на территории штата Иллинойс (США). Экс-мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг три дня назад пожертвовал 50 млн долл. Бостонском музея науки, ведь, по его словам, именно музейные педагоги-креативщики свое время развили в нем общую эрудицию и умение брать ответственность за свои слова, что помогло ему как политику. Интересно, кто из украинских учителей планирует эти свежие факты из медиа использовать для расширения своих мировоззренческих горизонтов?

Читайте также:  У Путина признали "паспорта" ДНР

— Как Вы оцениваете новый закон Украины об образовании, принятый Верховной Радой 6 октября 2016 (в первом чтении), в частности, пункт 4 статьи 7, где говорится о том, что «учебные заведения в соответствии с образовательной программы могут осуществлять образовательный процесс двумя и более языках (на государственном языке, а также на языках национальных меньшинств, на других языках), выкладывать одну или несколько дисциплин на английском и / или других языках?

— Безотносительно к тому, как я это оцениваю, и что написано в законе, в Украине найдутся родители, учителя и директора, которые смогут сделать русский язык доминантной даже в де-юре украиноязычных школах. Один закон погоды не делает. Погоду делает общая позиция министерств образования, культуры, Минмолодежи и спорта, а также медиа и культурное пространство страны. А уровень их украиноориентованости оставляет желать лучшего.

— Каково Ваше отношение к так называемой билингвальной образования, о которой в контексте этого же закона недавно на встрече с общественными активистами заявил директор Департамента общего среднего и дошкольного образования при МОН Юрий Кононенко?

— Билингвального ситуации в Украине никогда не будет. Ни одна постколониальная нация с адекватным топ-менеджментом не допустит равных конкурентных условий для языка метрополии и языка бывшей колонии. Это нонсенс. Потому что первая всегда ресурсы проглотить вторую, а это всегда приводит к исчезновению нации вообще.

— В статье 29, п. 3 и 4, а также в пункте 3 статьи 60 нового Закона об образовании прописано обязательность обнародования на официальных интернет-ресурсах отчетов о поступлении и использовании средств, направленных на обеспечение деятельности. Это нововведение, по замыслу авторов законопроекта, должно обеспечить общественный контроль над распределением финансов. А как на самом деле? Будет ли это, по Вашему мнению, предотвращению нецелевого использования бюджетных средств?

— Я подозреваю, что Украинцы найдут механизмы обойти и это. И не только в столице, где, как говорят, есть что воровать. Буквально несколько недель назад на совещании у вице-премьера Кириленко я задавала вопрос министру образования и науки Лилии Гриневич относительно того, куда исчезают средства, направленные на питание детей из малообеспеченных семей. Услышала в ответ, что у Киева в этом совесть чиста — деньги «испаряются» на местах, и, добавлю от себя, это массовое явление (слышу об этом из десятков школ в разных уголках Украины).

Читайте также:  Савченко: В «ДНР-ЛНР» готова разговаривать с людьми «с поля боя»

— В проекте госбюджета-2017 заложено повышение зарплат учителям. Каким, по Вашему мнению, должен быть уровень заработной платы работника образования, чтобы популяризировать профессию в обществе?

— Я думаю, что не меньше 20 000 гривен. Но я точно знаю, что наши правителей таких зарплат учителям не установлены. Я была шокирована, когда в течение 2016 они отменили бесплатное питание для учащихся 1-4 классов и установили себе заоблачные зарплаты. Это несправедливо. — Вы часто посещаете подконтрольные украинской власти населенные пункты Донбасса, выступаете перед учениками. Какую реакцию вызывают у детей, учителей, администрации школ Ваши выступления?

— Замечательную реакцию. Педагоги из других областей Украины и активисты, который имеют интересный опыт и готовы им поделиться, очень востребованы на Донбассе. Это и называется внутренней мобильностью нации, прекрасно склеивает вместе ризнокультурни регионы. Я уверена, что воссоединение донбасских временно оккупированных территорий начнется с людей, а не из властных решений. Совершенно не удивлена недавним фактом активизации изучения украинского на территориях так называемых ЛНР и ДНР (еще в сентябре появилась информация относительно большого спроса на репетиторов по украинскому языку в оккупированном Донецке, — ONLINE.UA). Здравый смысл в тамошних украиноориентированных людей рано или поздно воцарился бы. Там их много — на наших схиднотеренних акциях всегда присутствовали достаточно прогрессивные люди.

Мне очень жаль, что философия «Не будь равнодушным!» в довоенные годы не стала общегосударственной. При правильной работы в школьных, внешкольных учреждениях и в высшей школе молодежь однозначно не становилась бы сепаратистами. Больше всего меня оскорбляют те киевляне, львовяне, хмельнитчане и другие, которые ни разу не побывав на Донбассе, в отношении к нему пользуются штампами вроде «стандартность лагерной пайки» или «за братву порву». Это — позор. Должен признать, что наибольшее количество заинтересованных в нашем конкурсе «Кто для меня Иван Мазепа?» в далеком 2008-м году была из Донецкой области. Это были сотни школ, написали роскошные тексты о величии гетмана и о необходимости Украине стать наконец Европой. Я и сегодня храню некоторые яркие произведения …

— Я знаю, что Вы также привозите для детей Донбасса украинские книги. Какова ситуация с учебниками и художественной литературой ситуации в регионе? Каких книг больше всего нуждаются дети

— Знаете, года четыре назад соцсети порвала информация, что курс украинской литературы в одной из школ Макеевки излагается по учебникам 70-х годов прошлого века. Находясь регулярно в донбасских школах уже в военное время, я это тоже фиксирую. Некоторые книги туда с Минобразования даже не доезжали. Когда Краматорска учительница пожаловалась мне, что пособий по этике ее воспитанники и не видели, и я поставила этот вопрос одному из руководителей Минобразования, он мне ответил так: «Могло такое быть, что по дороге из Киева эти книги перехватил Харьков. И оставил себе» .

Вот еще пример. В январе этого года я находилась в школе села Новотошковское Попаснянского района Луганской области. Это место — как раз на линии разграничения. В нескольких километрах — уже оккупирована территория, конкретно — город Кировск. Учителя Новотошковское школы жаловались, что географические карты и портреты выдающихся исторических личностей остались в прежнем управлении образования. А оно — в Кировске. Нового ничего никто не доставляет. Сами учителя купить эти материалы могут вряд ли, потому что в радиусе сотни километров — ни одного книжного магазина. Книг дети нуждаются всяких, особенно украиноязычных. Ведь абсолютно все они будут сдавать ВНО по украинскому языку и поступать в украинские вузы … Как недавно сообщил общественности заместитель министра образования Максим Стриха, по сравнению с прошлым учебным годом, количество школьников, которые учились на украинском, выросло на 35 000 человек; регулярно сокращается количество детей, заинтересованных учиться на русском — эта тенденция зафиксирована и на Донбассе и Приазовье.

Читайте также:  Европарламентарии: Визы для украинцев отменят в 2015 году

— Какие настроения преобладают в Донбассе, и каким Вы видите наиболее эффективный путь реинтеграции региона?

— Я и мои коллеги и партнеры провели на Донбассе в последние годы десятки просветительских мероприятий: от демонстраций кинофильмов для молодежи с методическими совещаний для учителей истории. На этих всех акциях присутствовали сотни прогрессивных украиноориентированных людей. Я «ваты» так и не видела. Наиболее эффективный путь реинтеграции — это когда другие регионы не считать Донбасс чем-то чужеродным.

— Много ли среди учителей тех, кто распространяет в школах откровенно пророссийские идеи? И насколько велика их доля по сравнению, например, с Киевом?

— В моем присутствии ни один учитель размещалось пророссийские идеи. В Киеве тоже. Может, стесняются? — Как, по Вашему мнению, государство, в частности Министерство образования и науки, должен бороться с сепаратистами в школах?

— Мы, активисты неоднократно поднимали вопрос коллаборантству определенных педагогов перед министром образования Лилией Гриневич. Но она направляет нас к СБУ и говорит, что в образовательного ведомства абсолютно не полномочий отслеживать коллаборационистов и, особенно, их увольнять. В идеале, их же нужно увольнять. Поскольку все понимают, что СБУ ими не занимается, то следовало бы в структуре министерства создать отдельную соответствующую комиссию.

— Недавно главой Национального агентства по обеспечению качества высшего образования избрали Сергея Храпатий — давний друг экс-министра образования Дмитрия Табачника, который отличился тем, что во времена президентства Виктора Януковича назвал историков «скотами». Как, по Вашему мнению, это назначение повлияет на развитие высшего образования?

— Это ужасно повлияет на развитие высшего образования — Храпатий зарекомендовал себя как коррупционер, аморальна и антиукраинская человек. Я лично пострадал от Табачника и делать все возможное, чтобы его друзья не могли зайти во власть. Имею в виду свое внезапное увольнение как преподавателя Винницкого государственного педагогического университета им. М. Коцюбинского другим собратом Табачника — ректором Шестопалюк. Меня выбросили без предупреждения и без видимых оснований.

— Каковы перспективы развития среднего и высшего образования Вы видите? На чем посоветовали бы министру Лилии Гриневич сосредоточить внимание?

— Мне хотелось бы, чтобы активнее развивался такое направление образования, как музейная педагогика, чтобы изучение иностранных языков не становилось базой русификации (не секрет, что иностранный материал учителя часто объясняют на русском), чтобы исчезла коррупция в образовательных учреждениях, чтобы родители учеников стали суб объектами, а не объектами принятия решений в школах. Желаний, которые постепенно становятся моими планами — много. А больше всего я хотела бы, чтобы образование стало процессом накопления не известной, а жизненно необходимых навыков.

Также смотрите видео:

Гибель самолета Качиньского в громком деле… v7v7v7com
Ранее мы сообщали:

Путин в аннексированном Крыму оскорбил украинцев (Видео)

←ЖМИТЕ "Рекомендую" если Вам понравилась эта статья

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ:

1 Comment on В «ДНР»-«ЛНР» активно изучают украинский язык: о сепаратизме в школах и возвращении Донбасса

Leave a Reply

Вход/Регистрация: 

Следите за нами в соц-сетях, чтобы не пропустить другие интересные новости.